Правительство Северной Осетии ведёт системную работу по снижению инвестиционных рисков. В республике создано Агентство инвестиционного развития, развивается инвестиционное законодательство, формируются механизмы частно-государственного партнёрства.
В приоритетах инвестиционной политики правительства Республики Северной Осетии-Алании «Эксперту ЮГ» рассказал министр экономического развития республики Заур Кучиев.
— По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов за 2009–2010 годы, составленного рейтинговым агентством «Эксперт РА», Республика Северная Осетия-Алания была отмечена наградой за прогрессивное снижение инвестиционного риска в Северо-Кавказском федеральном округе. Какие меры работы с инвесторами, предпринимаемые в республике, стоят за этой формулировкой?
— Это уже не первый такой случай. В 2005–2006 годах в рейтинге «Эксперт РА» республика по динамике снижения инвестиционных рисков находилась в первой пятёрке регионов России, и сейчас этот процесс продолжается. Снижение рисков, на мой взгляд, связано в первую очередь с развитием нашей законодательной базы. У нас приняты практически все законы, регулирующие инвестиционную деятельность; прежде всего они направлены на предоставление преференций инвесторам. Например, сейчас мы включаем в нормативную базу такое понятие, как «приоритетный инвестиционный проект» — при наличии такого статуса на уровне правительства республики проект получает возможность предоставления льгот по налогам, субсидирования процентной ставки, вплоть до прямого субсидирования затрат, которые понесены предприятием, и целый ряд других преимуществ. В рамках административной реформы мы добиваемся максимальной прозрачности и регламентации функций как республиканских, так и муниципальных органов власти. Ещё одно наше конкурентное преимущество — кадровый потенциал. В Северной Осетии шесть государственных вузов, некоторые имеют межрегиональное значение. Эта подпитка позволяет создать высококонкурентную среду на уровне кадров.
— Какова динамика привлечения инвестиций в экономику республики за последние годы?
— Мы ускоренным темпом наращиваем их объём — за последние пять лет он увеличился в 2,5 раза. Естественно, у нас было некоторое проседание в 2009 году, затем динамика выровнялась, и в этом году мы планируем рост инвестиций на уровне 115–120 процентов от прошлогоднего. По первому полугодию он составляет более 160 процентов, это хороший показатель. При этом в структуре инвестиций более двух третей занимают частные инвестиции, большой их объём идёт от малого бизнеса. Хотя я далёк от того, чтобы говорить, что с инвестициями в республике все хорошо — если взять такой показатель, как объём инвестиций на душу населения, то мы ещё существенно отстаём от среднероссийских значений. Но в целом за последние годы Северная Осетия стала значительно интереснее для инвесторов, потому что здесь есть куда вкладывать деньги.
— Как республика будет представлена в этом году на юбилейном инвестиционном форуме в Сочи?
— В этом году мы хотим подчеркнуть в своей экспозиции одну важную мысль: Северная Осетия — это не только площадка для туризма и производств, это прежде всего территория, комфортная для проживания, и в этом убеждается любой, кто приезжает сюда. Помимо возможностей для горного туризма, мы обладаем большим культурным пластом — это музеи с уникальными экспонатами, театры, филармония, выставочные залы. Поэтому концептуально мы позиционируем Осетию как перспективный регион для горнолыжного, познавательного, оздоровительного и культурно-этнографического туризма. Всего мы будем демонстрировать порядка 50 проектов; прежде всего в расширенном и углублённом варианте покажем наш туристско-рекреационный кластер. В первую очередь это курорт Мамисон, но в целом мы ставим вопрос гораздо шире. Ведь в Осетии очень большое значение в своё время имела бальнеология, здесь уникальные источники минеральных вод, аналогов которых нет в России, а их месторождения находятся не только в Мамисоне.
— В начале этого года в Северной Осетии появилось республиканское Агентство инвестиционного развития. Какие меры поддержки инвесторов оно осуществляет?
— Агентство создано в форме открытого акционерного общества, 90 процентов уставного капитала составляют средства республики, 10 процентов — средства республиканского Банка развития региона. Первым шагом, который уже сделало агентство, стала помощь в разработке бизнес-планов всех республиканских проектов, которые претендуют на госгарантии для приоритетных проектов СКФО. Мы пошли на это, чтобы предохранить инвесторов от лишних трат. Результат работы налицо — на получение госгарантий сегодня претендуют семь проектов.
— Каковы механизмы работы агентства с конкретными проектами?
— В работе агентства предусмотрено два основных механизма. Первый — временное вхождение агентства в капитал компаний в случае его недостатка, например, для получения банковского кредита, с дальнейшим выкупом доли агентства с определённым дисконтом. Второй механизм — поручительство и гарантии перед банками, субсидирование процентной ставки по кредитам с возмещением через определённый срок.
— Одной из хорошо зарекомендовавших себя в России форм привлечения инвесторов является создание региональных индустриальных парков, и в Северной Осетии уже принят закон о технопарках. Каким образом республика планирует развивать на своей территории подобные структуры?
— В этой сфере мы хотим двигаться в собственном направлении. На территории республики находится целый комплекс бывших предприятий электронной промышленности, в том числе оборонного назначения, и уже много лет эти предприятия пребывают в плачевном состоянии: никакого производства на них нет, фактически это заводские корпуса с устаревшим оборудованием. Сейчас мы выходим на федеральный уровень с предложением передать эти предприятия в республиканскую собственность или долгосрочную аренду с целью создания в них индустриальных парков. Первый такой пример уже есть: заключено соглашение между владикавказским технологическим центром «Баспик» и принадлежащим «Ростехнологиям» предприятием «Град» об аренде площадей. «Баспик» сейчас вкладывает деньги в их переоборудование, следующий этап — создание индустриального парка. Совместно с «Баспиком» мы разработали программу «Старт-1» по развитию фотомикроэлектроники широкого спектра применения — от космической промышленности до медицины. На таких площадках мы будем использовать весь комплекс механизмов республиканской поддержки инвесторов, но развитие наукоёмких инновационных направлений промышленности очень сложно, потому что инвестиции в них являются наиболее рискованными, банки опасаются вкладывать в такие проекты. Поэтому здесь нам особенно нужна государственная поддержка в виде госгарантий.
— Какова отраслевая структура инвестиций в экономику Северной Осетии? В какие отрасли частный капитал идёт наиболее охотно?
— Основные инвестиции идут в инфраструктурные проекты — в дорожное строительство и в коммуникации. Хорошие темпы показывают строительство жилья и коммерческой недвижимости, например, торговли: за последние три года в республике введено четыре крупных торгово-развлекательных комплекса, ещё несколько были реконструированы по самому современному образцу. Отдельно следует отметить такое направление частных инвестиций, как обновление и модернизация действующих производств. В частности, крупнейшее промышленное предприятие республики — завод «Электроцинк» — по программе модернизации до 2015 года будет инвестировать в своё производство порядка 4,4 миллиарда рублей.
— Какие отрасли республиканской экономики остаются недоинвестированными? С чем это связано?
— Прежде всего, мало инвестиций пока идёт в туристический и гостиничный бизнес. Основной сдерживающий фактор здесь — это неопределённость отношений собственности. По этому вопросу мы активно начали работать с профсоюзами, на чьём балансе находится много объектов туристской инфраструктуры. Думаю, гораздо больше инвестиций требуется в агропромышленный комплекс и перерабатывающую промышленность. К сожалению, те условия, которые сегодня выдвигают банки, прежде всего Россельхозбанк, очень жёсткие — это требование залоговой базы с обеспечением на порядки выше, чем сумма запрашиваемых кредитов. Это препятствует рывку в сфере АПК, несмотря на прекрасный потенциал республики в сельскохозяйственной сфере.
Отдельно следует сказать о проблеме инвестиций в малую энергетику. Мы очень ждём притока капитала в эту сферу, и первый реализованный в ней проект Фаснальской ГЭС уже есть — в 2009 году премьер-министр Владимир Путин прямо с площадки Сочинского форума дал команду о запуске её турбин. Для дальнейшего развития этой отрасли мы сделали шаг в сторону нашего якорного инвестора — компании «Русгидро», освободив её от региональных налогов при строительстве каскада Зарамагских ГЭС. Это позволило «Русгидро» принять решение о завершении этого проекта, который реализуется ещё с 70-х годов, после чего инвестиции были значительно увеличены: на этот год инвестпрограмма «Русгидро» составляет около миллиарда рублей. Но далее мы столкнулись с тарифными барьерами. Сегодня инвестиционная привлекательность проектов в малой энергетике крайне низкая, окупаемость доходит до 20 лет. Федеральным законодательством предусмотрен механизм установления льготного тарифа, который позволяет сделать проект окупаемым в пределах семи лет, но сегодня на федеральном уровне ещё не приняты необходимые документы, которые бы это право закрепили нормативно. Мы обращаемся в разные инстанции с просьбой ускорить рассмотрение вопроса, но пока ответа не получаем.
— Какие ещё ограничения для наращивания инвестиций сегодня существуют в Северной Осетии? Что республиканское правительство делает, чтобы снять их?
— Влияние ряда объективных сдерживающих факторов можно снизить с помощью механизмов, созданных после образования СКФО, — системы госгарантий, проектов Корпорации развития Северного Кавказа и ОАО «Курорты Северного Кавказа». Однако есть и ограничения другого порядка, среди них прежде всего отдалённость республики от рынков сбыта и железнодорожные тарифы. Приведу такой пример. Наше добывающее предприятие «Прогресс» производит высококачественный щебень для стройиндустрии, строительства мостов и дорожного строительства. Предприятие выпускает так называемый кубовидный щебень практически любой фракции с уникальными потребительскими качествами, его плотность достигает показателя 1100–1200, что гораздо выше всех ГОСТов. Уже сейчас этот щебень поставляется на строительство олимпийских объектов в Сочи, но развитие проекта тормозится по не зависящим от нас причинам. Нам мешают высокие железнодорожные тарифы и банальная нехватка подвижного состава именно на северокавказском направлении. Эту проблему мы поднимаем и на федеральном уровне, и на уровне полпреда в СКФО, она обязательно должна быть решена.
— Насколько значимой для Северной Осетии является проблема обеспечения инвесторов необходимой инженерной инфраструктурой и землёй для реализации проектов?
— Если выстроить градацию инвестиционных рисков республики, то инфраструктурные ограничения будут на последнем месте, они практически отсутствуют. Северная Осетия на 98 процентов покрыта дорогами с твёрдым покрытием, это четвёртый показатель в России. Водоснабжение и газификация — по всей республике. Ограничений по электроэнергии тоже почти нет — например, в проект курорта Мамисон уже сейчас закладываются дополнительные мощности. Чем вообще отличается Мамисон от других курортов Северного Кавказа? Здесь абсолютно чистая инвестиционная площадка, на которой нет проблем с собственностью. Земля не обременена ничем, никто на неё не претендует, и это очень большой плюс для инвестора. После разработки генпланов и выделения земельных участков для строительства объектов они уже в следующем году будут предлагаться инвесторам на конкурсной основе.
Николай Проценко,
«Эксперт Юг» №35-36 (175)/12 сен. 2011