ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА)
Общая характеристика
Программа реализуется согласно Указу Президента Российской Федерации №774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» от 23 июля 1997 г. и Постановлению Правительства Российской Федерации № 177 от 24 марта 2007 г. в формате Государственного плана. До 2007 года обучение специалистов в рамках программы осуществлялось полностью за счёт государственного бюджета, начиная с 2007 года, часть расходов (33%) по обучению возложена на организации, направляющие специалистов на обучение.)
Стратегическая цель Президентской программы – повышение качества управления на отечественных предприятиях до международного уровня. В рамках Президентской программы в 77 регионах России 5000 менеджеров ежегодно проходят подготовку в ведущих российских образовательных учреждениях (всего более 100 вузов) по 250 образовательным программам укрупненной группы специальностей «Экономика и управление». После завершения подготовки в образовательных учреждениях участникам программы предоставляется возможность прохождения стажировки на профильных российских или зарубежных предприятиях. Ежегодно стажировки в ведущих российских и зарубежных организациях проходят до 3000 специалистов.
По официальным оценкам Министерства экономического развития РФ (2010 г.), уровень изменений в области внедрения новых технологий на предприятиях, участвующих в Президентской программе, почти в два раза превосходит средние данные по промышленным предприятиям России. Благодаря выполнению специалистами проектных заданий, разработанных в процессе обучения, в России ежегодно создается около 400 новых предприятий, порядок привлеченных инвестиций на российские предприятия измеряется 300 млн. евро, а среднее сокращение издержек на производстве составляет 10 %.
Участие в программе подготовки управленческих кадров предоставляет возможность:
Предприятиям и организациям:
1) создать серьезные предпосылки для перехода к новым формам и принципам управления;
2) осуществить позитивные изменения в структурах управления, производства и корпоративной культуре;
3) решить конкретные проблемы в процессе подготовки и иностранной стажировки своих специалистов (реструктуризации, перепрофилирования, получения инвестиций и заказов и др.);
4) установить новые производственно-экономические контакты с российскими и зарубежными предприятиями, а также развить существующие связи с традиционными партнерами;
5) участвовать в специализированной федеральной информационной базе данных, что даст дополнительные возможности при участии в конкурсах на получение государственных заказов и привлечении инвестиций.
Специалистам:
1) пройти специальный (эксклюзивный) курс подготовки и получить профессиональные знания;
2) участвовать в стажировке на ведущих российских и зарубежных предприятиях;
3) установить деловые и дружеские контакты с российскими и зарубежными коллегами;
4) быть включенными в специализированную федеральную информационную базу данных с целью использования ее для формирования федерального и регионального кадрового резерва;
5) стать членами объединений выпускников Президентской программы;
6) совершенствовать навыки владения иностранным языком (при необходимости).
Описание целей и задач программы
Стратегическая цель программы - содействие развитию управления предприятиями для повышения их конкурентоспособности и эффективности.
Триединая задача программы:
• подготовка в российских образовательных учреждениях 5000 специалистов ежегодно;
• стажировка в ведущих российских и зарубежных организациях до 3000 специалистов ежегодно;
• содействие в реализации проектов, разработанных специалистами.
Этапы подготовки
1. Конкурсный отбор специалистов. Основные положения и правила конкурсного отбора подробно изложены на официальном сайте Президентской программы http://www.pprog.ru. Они предполагают высшее образование, знание основ иностранного языка и компьютерной грамотности, наличие общего и управленческого стажа работы, рекомендацию со стороны руководства организации, ряд других требований. Все претенденты на обучение по Государственной программе подготовки управленческих кадров c 2009 г. проходят регистрацию на Интернет портале Президентской программы «Modeus» (http://www. modeus/pprog.ru.), где у каждого кандидата формируется личный кабинет, а также проходят вступительные испытания в виде Интернет-тестирования по иностранному языку, компьютерным технологиям и собеседования на экспертной комиссии. Важным фактором при принятии решения о зачислении кандидата является его внутренняя мотивация к профессиональному развитию. В целях оценки данного фактора каждый кандидат должен составить мотивационное эссе и обосновать в какой мере его личные устремления и жизненные планы совпадают со стратегией развития предприятия и полученным от руководства направляющей организации проектным заданием.
2. Подготовка в российском образовательном учреждении.
Обучение специалистов с 2010 года проводится по трем типам образовательных программ профессиональной переподготовки, ориентированных на развитие компетенций менеджера:
1 тип: базовые образовательные программы (тип В - basic) предусматривают обучение по одному из направлений: менеджмент, маркетинг, финансы на базе предметного подхода. Общий объем обучения 550 академических часов, в том числе 180 академических часов обучения иностранному языку; длительность обучения 5-9 месяцев в зависимости от выбранной формы (с отрывом, с частичным отрывом, без отрыва от работы).
2 тип: проектно-ориентированные образовательные программы (тип А - advanced) предусматривают обучение в области экономики и управления, подготовку и реализацию под руководством и при консультации преподавателя проекта, встроенного в процесс обучения. Общий объем обучения также 550 академических часов, в том числе 180 академических часов обучения иностранному языку; длительность обучения 5-9 месяцев в зависимости от выбранной формы (с отрывом, с частичным отрывом, без отрыва от работы).
3 тип: программы повышения квалификации (тип Q – quality) предусматривает обучение по двум программам: «Развитие предпринимательства» («Создание» и «Развитие») и «Менеджмент в сфере инноваций» («Управление инновациями в корпорациях» и «Инновационный малый бизнес»).
Все типы краткосрочных программ предусматривают:
общий объем обучения 120 академических часов, в том числе не более 10% теоретической подготовки; длительность обучения 2-3 месяца (8 -12 недель) в зависимости от выбранной формы (с отрывом, с частичным отрывом, без отрыва от работы).
С 2007 года обучение на программе реализуется в рамках компетентностного подхода. Компетентностный подход, рекомендованный к внедрению в образовательных учреждениях, реализующих Президентскую программу, в 2007 г. экспертным советом Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства являет собой адаптацию международного (прежде всего, европейского) подхода к моделированию профессиональных требований к специалисту. Этот подход, принятый еще в 1996 г. как целевой и системообразующий компонент в Европейской системе квалификаций, рассматривается сегодня как способ достижения нового качества образования и достижения национально-региональной конкурентоспособности экономики. Он определяет направление изменения образовательного процесса, приоритеты, содержательный ресурс развития.
В соответствии с логикой компетентностного подхода и трехэтапной схемой финансирования программы (1 этап - направляющая организация; 2 этап - региональный бюджет; 3 этап - федеральный бюджет) все образовательные программы реализуются в 3 этапа, каждый из которых представляет собой логически завершенный по содержанию и результатам обучения комплекс. Каждый этап заканчивается контролем результатов обучения: промежуточной (1 и 2 этапы) или итоговой (3 этап) аттестацией специалистов. По итогам промежуточной аттестации производится допуск специалистов к следующему этапу обучения. В ходе аттестации специалисты проходят on-line тестирование по циклу соответствующего модуля предметов, формирующих базовые управленческие, личностно-коммуникативные и специальные профессиональные компетенции. Специалисты, не прошедшие промежуточной аттестации или показавшие неудовлетворительные результаты, к последующей подготовке в рамках Государственного плана не допускаются.
3. Стажировка в ведущих российских или зарубежных организациях;
На конкурсной основе лучшие специалисты получают право прохождения стажировки в ведущих российских и зарубежных организациях.
Стажировки организуются для групп специалистов, сформированных по отраслевому или тематическому принципу. Длительность стажировок, в зависимости от формата и страны проведения, составляет от 3 до 12 недель.
Финансирование программы
Финансирование обучения специалистов, прошедших конкурсный отбор и распределенных в отобранные российские образовательные учреждения, осуществляется из федерального бюджета Российской Федерации (33 % от стоимости обучения), бюджетов субъектов Российской Федерации (33 % от стоимости обучения), средств организаций, рекомендовавших специалистов на обучение, или собственных средств специалиста (34 % от стоимости обучения). Таким образом, стоимость обучения на Президентской программе для направляющей организации на 66% компенсируется за счет средств государственного бюджета.
За счет средств федерального бюджета финансируются:
–методическое обеспечение конкурсного отбора специалистов;
–обучение в образовательных учреждениях (33% общей стоимости обучения);
–организация стажировки в ведущих российских и зарубежных организациях;
–деятельность федерального ресурсного центра в части обеспечения реализации Государственного плана.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются:
–обучение (в форме профессиональной переподготовки) российских специалистов в образовательных учреждениях (не менее 33 процентов общей стоимости обучения);
–работы со специалистами организаций народного хозяйства по обеспечению эффективного использования полученных ими в ходе подготовки знаний и навыков;
–деятельность уполномоченных организаций в части обеспечения реализации Государственного плана.
За счет средств направляющих организаций (работодателей) финансируются:
–обучение (в форме профессиональной переподготовки) специалистов в образовательных учреждениях, участвующих в реализации Государственного плана (не менее 34 процентов общей стоимости обучения);
–проезд по территории Российской Федерации специалистов, направляемых на обучение и стажировку в соответствии с Государственным планом;
–проживание на территории Российской Федерации специалистов в период прохождения обучения в образовательных учреждениях и стажировки в соответствии с Государственным планом;
–дополнительные расходы, связанные с проживанием специалистов вне постоянного места жительства.
За счет собственных средств специалистов финансируются:
–проведение конкурсного отбора специалистов;
–дополнительное обучение, в том числе иностранному языку, в образовательном учреждении.
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
В Республике Северная Осетия-Алания Президентская программа реализуется на базе Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова (СОГУ), успешно прошедшего конкурсный отбор образовательных учреждений для осуществления подготовки управленческих кадров по «Государственной программе подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» в 1998 г.
Всего с 1998 г. на Президентской программе в СОГУ прошли переподготовку более 750 специалистов, в том числе: по менеджменту – 470 чел, по маркетингу – более 280 чел. 104 выпускника программы СОГУ успешно прошли стажировку в Германии, Японии, Италии, Великобритании, Франции, Нидерландах, США. Полученный опыт и знания они успешно внедряют на предприятиях РСО-Алания и других регионах Российской Федерации. 60 выпускников прошли стажировку на российских предприятиях.
С 2000 года на Президентской программе в СОГУ реализуется инновационная по содержанию компетентностно ориентированная концепция к обучению слушателей программы, содержащая:
- реализацию инновационного подхода к развитию регионального бизнеса;
- ориентацию на развитие ключевых компетенций менеджеров в условиях конкурентной бизнес среды;
- адаптации структуры учебного плана и содержания занятий в зависимости от уровня профессиональной подготовки и управленческих навыков слушателей.
Реализация инновационно ориентированной концепции профессиональной переподготовки специалистов, апробированная на Президентской программе в СОГУ, основана на постоянном расширении доли информационных образовательных технологий, развитии активных форм и методов подготовки управленческих кадров.
Последние в себя включают:
1. Анализ конкретных ситуаций;
2. Коммуникативный и управленческий тренинги;
3. Деловые игры.
Более 50-ти выпускников программы включены в Кадровый резерв Главы РСО-Алания а также назначение выпускников на руководящие должности в государственные учреждения, министерства и ведомства РСО-Алания (всего 10 человек);
Постпрограммная деятельность
В 2010 году на базе Регионального центра подготовки управленческих кадров СОГУ создано структурное подразделение «Российское управленческое сообщество участников Президентской программы подготовки управленческих кадров – РУС», которое призвано стать платформой бизнес-взаимодействия и общественно-политической деятельности выпускников программы.
Не менее 65% выпускников программы разных лет отмечают, что и после обучения процесс обмена опытом между выпускниками не прекращается, что позволяет им добиваться высоких результатов в работе: выпускники Президентской программы не только создают новые рабочие места и способствуют росту налоговых поступлений в бюджет региона, но и продвигают инновационные проекты экономического развития Северной Осетии.